09 февраля 2023

Школьники Находки помогают избавить город от несанкционированных свалок

Актуальная карта несанкционированных свалок в Южном микрорайоне Находки может стать эффективным инструментом борьбы с залежами мусора. Её авторы учатся в девятом классе школы №3 и участвуют с этим проектом в конкурсе “Формула успеха”. Результаты исследований школьники планируют передать в администрацию Находки и волонтерам для ликвидации стихийных свалок.

Конкурс «Формула успеха», организованный Находкинским заводом минеральных удобрений (НЗМУ) при поддержке администрации Находки информационно-методического центра «Развитие», проводится уже в третий раз. Особенность «третьего сезона» в практикоориентированности конкурсных работ: школьники предлагают инициативы, реализация которых направлена на качественное улучшение жизни в Находке.

В работе по составлению карты стихийных свалок принимают участие девятиклассницы Алевтина Борзенкова, Анна Прошкина и Юлия Тонконог. Руководит проектом учитель биологии Валентина Чернихова. На первом этапе участницы «Формулы успеха» тщательно исследовали Южный микрорайон, не забыв и про отдаленные локации — бухты Мусатова и Тунгус. Зафиксировали каждую свалку: визуально оценили возраст, состав и предположили, кто может быть нарушителем. 

«Тему работы придумала Алевтина, она и позвала нас в проектную группу. Сначала были трудности, потому что для нас это новый опыт. Мы даже не знали, с чего начать. Но с поддержкой педагогов и наших близких мы справились с растерянностью и значительно продвинулись вперед. Изучать город всегда интересно. А если исследование может принести пользу, то оно становится вдвойне интересным. Мы планируем продолжить составлять карту стихийных свалок и после конкурса «Формула успеха», чтобы Находка стала чище», — поделилась участница проектной группы Анна Прошкина. 

Старая мебель и одежда, стройматериалы и сломанные автомобильные запчасти, бытовые отходы, оставленные горожанами и туристами: объем самой большой мусорной кучи, обнаруженной школьниками, по их подсчетам, составляет около 30 кубометров. 

«Мы ограничились одним микрорайоном, но даже это трудоемкая и сложная работа, которая требует дисциплины и аккуратности. У нас есть два ответа на вопрос, зачем выполнять это исследование. Во-первых, это актуализация информации, которой можно будет воспользоваться, чтобы вывезти мусор и пресечь создание свалок в будущем. А для самих исследователей это еще и знакомство с новым форматом донесения информации. Есть таблицы, графики, диаграммы, а есть и карты», — рассказала учитель биологии школы №3 Валентина Чернихова, руководитель проекта.

Специалисты отдела экологии администрации Находки предоставили исследователям карту несанкционированных свалок городского округа от 2010 года. Школьники в своей работе сопоставляют, как изменилась ситуация с засорением мусора и с чем связаны изменения.

Напомним, что в этом году в конкурсе «Формула успеха» принимают участие более 160 школьников в двух возрастных категориях: 5-8 и 9-11 классы. Помощь в исследованиях им оказывают наставники-эксперты: сотрудники ДВО РАН, Дальневосточного федерального университета и Находкинского завода минеральных удобрений. В рамках работы над своими проектами и исследованиями конкурсанты уже побывали в передовых лабораторий Политехнического Института ДВФУ и на водозаборе «Находкинском».